От Daihatsu к Toyota: Как появился редкий внедорожник Blizzard – компактный "убийца великанов"!

Сегодня имя Toyota неразрывно связано с бездорожьем, от пикапов Hilux и Tundra до легендарного Land Cruiser. История Toyota BJ, выпущенной в 1951 году по образцу Willys Jeep, положила начало этому пути. 

Однако мало кто знает, что в 1967 году Toyota заключила партнерство с Daihatsu, чтобы получить доступ к опыту разработки компактных автомобилей и кей-каров для Азиатско-Тихоокеанского региона и развивающихся рынков. Одним из результатов этого сотрудничества стал малоизвестный внедорожник Toyota Blizzard, который, если не считать двигателя, даже не был "Тойотой". Эта модель позиционировалась как более дешевая версия Land Cruiser и выпускалась в двух поколениях, с 1980 по 1990 год.


Toyota Blizzard: Компактный "Убийца Великанов".

Изначально Blizzard (Метель) планировалось продавать только на внутреннем рынке Японии (то есть без левого руля), но небольшое количество машин было отправлено на экспорт, в том числе в Северную и Южную Америку. Как и его более поздний конкурент – Suzuki Samurai, появившийся в 1985 году, "Близзард" гарантировал превосходную проходимость: компактные размеры, небольшой вес и короткие свесы, в сочетании с несущим кузовом и листовыми рессорами спереди и сзади. 

Все это дополнялось полным приводом, доступным через раздаточную коробку с режимами 2WD (по умолчанию), 4WD и понижающей, для преодоления самых сложных участков.

 

Первое поколение (LD10): Надежный и функциональный.

Первый "Близзард", с заводским кодом LD10, представлял собой перелицованный Daihatsu Taft, но с 2.2-литровым четырехцилиндровым тойотовским дизелем (SOHC) серии L. Его мощность в 71 л.с. передавалась через четырехступенчатую механическую коробку передач, а с 1983 года в стандартной комплектации появилась и пятая передача. Предлагались три варианта кузова: с жестким верхом, с мягким верхом и брезентовыми дверями, или с мягким верхом и стальными дверями (у этой модели было откидывающееся лобовое стекло). В октябре 1981 года была представлена версия с белой крышей из стекловолокна, оснащенная люком.

 

Второе поколение (LD20): Больше комфорта и мощности.

Модель LD20 второго поколения представили в мае 1984 года. Она по-прежнему производилась Daihatsu и базировалась на модели Rugger, которая, как и Taft, продавалась по всему миру под самыми разными именами. В новинке с более мощным 2.4-литровым дизельным двигателем, выдававшим уже 83 л.с. (а также 2.4-литровым турбодизелем), больше внимания уделялось комфорту. В качестве опции предлагались кондиционер и даже кнопочная регулировка жесткости подвески, с режимами «Мягкий» и «Жесткий». Редизайн 1987 года ознаменовался значительными изменениями во внешности, например, фары стали круглыми вместо квадратных и оснащались галогенными лампами.

Если заглянуть внутрь, то все в Blizzard (особенно в LD10) говорило о предельной функциональности: повсюду открытый металл, примитивное управление системой отопления, вентиляции и кондиционирования, радио с кнопочным управлением и спидометр, показывающий 130 км/ч. Езда была медленной, тряской, шумной и жаркой.

 

Наследие Blizzard.

Blizzard появился в эпоху, когда Toyota была далека от своей нынешней позиции глобального гиганта. Отношения с Daihatsu, донором обеих версий Blizzard, продолжались вплоть до 2016 года, когда Daihatsu стала стопроцентной дочерней компанией Toyota. Это мало изменило саму Daihatsu: она по-прежнему производила бюджетные автомобили, фургоны, универсалы и внедорожники под собственным брендом, отправляя их в основном на развивающиеся рынки. В то время как Toyota продавала их улучшенные или совместно разработанные версии на рынках с невысокой конкуренцией.

Сам же Blizzard, как и его современники, относится к тому периоду, когда компактные внедорожники были простыми и утилитарными, но полностью соответствовали званию «убийц великанов». Их характер определялся компанией, которая их разработала: Blizzard получился аскетичным, но бескомпромиссным внедорожником; Suzuki Samurai стал культовой классикой; а FJ/BJ40 Land Cruiser мог посмеяться над любым зомби-апокалипсисом.

Оглядываясь назад, можно сказать, что Daihatsu помогла Toyota войти в сегмент компактных внедорожников, в котором она не была представлена. К середине десятилетия, когда производство Blizzard уже было прекращено, Toyota стала первопроходцем в собственной категории автомобилей, представив RAV4 – кроссовер, созданный на легковой платформе для комфортной городской езды и легкого бездорожья, что впоследствии породило целую армию подражателей.

Учитывая растущий спрос на комфорт и экономичность, сегодня вряд ли кто-то станет покупать такие грубые и простые автомобили, как Toyota Blizzard. Из ныне здравствующих ближе всего к нему, пожалуй, Jeep Wrangler и Suzuki Jimny, как духовный преемник Samurai. Но ничего похожего на оригинальный Blizzard мы уже никогда не увидим.