Сцилла с этого боку была, с другого Харибда,
Страх наводя, поглощала солёную воду морскую...
Гомер. Одиссея. Песнь 12-я.
Между Сциллой и Харибдой
Со времён Гомера, морской путь с Апеннинского полуострова на Сицилию почти не изменился, разве что теперь вместо галер используют огромные паромы. Однако Сцилла и Харибда, похоже, до сих пор препятствуют итальянцам возвести мост через Мессинский пролив. Как же добраться на машине до Сицилии и почему строительство моста всё ещё не завершено?
Одиссей, возвращаясь в Итаку, пересекал Мессинский пролив, где с одной стороны обитало чудовище Сцилла, а с другой — незримая богиня Харибда. Сегодня город Шилла в Калабрии – милый туристический город, а Харибда вероятно превратилась в сильное течение ближе к маяку на северо-востоке острова. Сицилия – единственное место в Европе, которое можно назвать историко-географическим уникумом. Здесь переплетаются история с завоеваниями арабов, греков, римлян и норманнов, уникальная природа и особая сицилийская идентичность. Никакие слова не передадут настроение острова, пока ты сам не окажешься на его земле. Для перелётов проблем нет, но для тех, кто хочет путешествовать на машине, всегда возникает вопрос: как добраться до Сицилии с материка?
На самом деле, всё проще, чем кажется. Огромные паромы курсируют между Калабрией (остановки Reggio Calabria Porto и Villa San Giovanni) и Сицилией (Messina Porto и Tremestieri) каждый день с 15-минутным интервалом. Стоимость поездки – около 40 евро с машиной и 5 евро без. Время в пути – около получаса. Единственная проблема – это погода зимой, когда некоторые остановки могут быть закрыты из-за сильных волн и течения. Самая удобная точка отправления с Сицилии – порт Мессины, а с материка – Вилла-Сан-Джованни.
Прошлое Несуществующего Моста
Двадцать тысяч лет назад Мессинского пролива не существовало, и нынешняя Сицилия была частью материка, о чём свидетельствуют археологические находки. Со временем уровень моря повысился, образовав пролив, соединяющий Ионическое море с Тирренским. Вергилий упоминал сильное течение и ветер, уносящие жизни моряков, а Плиний Старший описывал понтонные конструкции, которые позволяли римским войскам переходить по проливу в самом узком месте. Более или менее реальные проекты моста через пролив появились в XIX веке, но реализация их не удалась из-за высокой стоимости и многочисленных сложностей при строительстве.
В начале XX века произошло знаковое событие в истории острова: 28 декабря 1908 года землетрясение практически разрушило город Мессина. Погибло около шестидесяти тысяч человек, а всего катастрофа унесла жизни более двухсот тысяч человек. Жертв могло быть больше, если бы не корабли русского флота, находившиеся на учениях в порту города Аугуста. Наши моряки спасли тысячи жизней и этот подвиг помнят до сих пор. С 1960-х годов каждое новое итальянское правительство объявляло строительство моста приоритетным проектом. Особенно выделился Сильвио Берлускони, который трижды клялся заложить первый камень в 1994, 2005 и 2009 годах, но всегда что-то мешало. Последнее громкое заявление сделал бывший премьер Маттео Ренци в 2015 году, но с оговоркой, что нужно уладить прочие проблемы Сицилии и Калабрии.
Про и Контра
Жители вокруг озера Ганцирри всё ещё живут в одноэтажных домах, предоставленных правительством более семидесяти лет назад. Селевые потоки, размывающие дороги и города, проблемы с пресной водой и угроза землетрясений лишь усугубляют ситуацию. По расчётам, необходим около трёхсот миллионов евро для улучшения этой части острова — значительно меньше, чем пять миллиардов на мост. Злополучная мафия также выигрывает в любом случае: строится мост, значит, у мафии монополия на цементные и строительные заводы; если не строится, они контролируют паромные компании.
Пару лет назад газета Repubblica выпустила статью под заголовком «Моста нет, но он стоит нам 1,5 миллиона в год». В ней говорилось об организации Stretto di Messina, занимающейся всем, что связано со строительством моста с 1981 года. Согласно подсчётам, несуществующий мост с 1981 по 2013 год обошёлся итальянцам в 312 миллионов евро — достаточно, чтобы улучшить северо-восточную часть Сицилии. Сторонники строительства считают мост спасением для экономики острова, поскольку он увеличит товарооборот и даст новый толчок для развития туризма. Архитектурно это будет самый длинный висячий мост в мире — почти три с половиной километра.
Три года назад вновь начали говорить о строительстве моста, планируя заложить первый камень в 2025 году. План включает создание новых дорог и инфраструктуры. Также рассматривается интересный проект автомобильных и железнодорожных туннелей под проливом, что обойдётся в ту же сумму, но сохранит пейзаж, важный для местных жителей. Какие заявления нас ждут в ближайшие годы — загадка. Но пока ясно одно: ни Сцилла, ни Харибда не собираются сдавать Мессинский пролив без боя.